Когда ребенку всего лишь 2-4 года, взрослые прежде всего волнуются о здоровье, здоровом аппетите, хорошем сне, о физическом и умственном развитии своего чада. Родители и педагоги радуются, когда все идет хорошо. Но часто ли мы задумываемся о нормальном развитии малышей как личности? Одни считают, что все еще впереди, другие вообще об этом не задумываются, третьи отвечают: «Да не берите себе это в голову!». Но, именно о личностном развитии ребенка в раннем возрасте и хотелось бы поговорить. Ведь не зря еще наши прабабушки говорили, что воспитывать надо, «пока лежит поперек лавки».


     Личностью называют ребенка, который, умеет ответственно самоопределиться, конечно, в рамках возрастных возможностей!
     Ответственность свидетельствует умению малыша ориентироваться в своих правах (свободе делать то, что ему хочется) и обязанностях (правилах, которые ограничивают его свободу, определяют границы социального и одобренного поведения). Когда мы видим, что ребенок в основном занятии знает, чего он хочет и одновременно ориентируется в правилах целесообразного поведения, тогда можно считать, что развитие личности происходит нормально. Тревогу может вызывать, с одной стороны, отсутствие у ребенка собственных желаний, полностью зависимость его поведения от воли и выбора взрослого, а с другой игнорирование любых правил и норм, попытки добиться своего любой ценой.
     Самоопределяться – означает по собственной инициативе и соответственно своим возможностям и интересам выбирать вид деятельности, характер поведения, предмет симпатии, род занятия, принимать самостоятельные решения.
     Стоит понаблюдать, как ваш ребенок ведет себя в ситуации неопределенности, когда он чего-то не знает или у него что-то не получается. Если он мобилизуется, пытается преодолеть трудности, проявляет настойчивость, сообразительность, обращается за помощью ко взрослому только в случае необходимости, тогда мы радуемся, что развитие ребенка как личности протекает нормально.
      Если же малыш теряется, не уверен в себе, вредничает, плачет, раздражается, настаивает на своем – чтобы взрослый вместо него справился со сложной ситуацией или помог определиться с выбором, тогда есть основание считать, что личностное развитие идет не правильным образом. Требуется серьезное внимание родителей и педагогов (возможно, нужна уже и квалифицированная помощь психолога ребенку).
     СХЕМА – ОРИЕНТИР
     Возрастных изменений и личностных становлений у детей первых лет жизни.
1-й год жизни:
      В течение 30-50 мин. может занять себя самостоятельно. По собственной инициативе отказывается от пребывания «на руках». Становится все настойчивей и любознательней, исследует пространство вокруг себя. Стремится достигнуть цели; плачет, если что-либо не выходит. По собственной инициативе следует за движениями и действиями взрослых родных. Начинает уже самостоятельно кушать, одевать отдельные детали одежды. Наблюдает за реакцией родителей на свое поведение. Отзывается на свое имя. Радуется своему изображению в зеркале. Отличает понятия «можно» - «нельзя», «хороший» - «плохой». Охотно общается с приятными ему людьми, избегает общения с неприятными людьми (например, с небритым дедушкой).
2-ой год жизни:
      Узнает себя в зеркале. Радуется достижениям позитивных результатов. Воспроизводит действия взрослых в играх (поэтому в группах «с мамой», мамочки играют – детки повторяют!). Выполняет разные требования и просьбы (подает, приносит, показывает, жалеет, делает ручкой «до свидание» и т.д.). присматривается к незнакомым людям, проявляет интерес к ровесникам, некоторое время наблюдает за ними. Начинает применять в общении речь (вначале «на своем языке»). Выполняет простые гигиенические правила (пытается не испачкаться, использовать) и моральные правила (вести себя хорошо, делиться с другими и т.д.). Радостно реагирует на ласковые обращения. Знает, чего можно ожидать от мамы и папы в том или ином случае. По собственному желанию выбирает объект для подражания. Знает свою половую принадлежность. Говоря о себе, называет свое имя («Дай Лене воды»).
3-ий год жизни:
      Послушание становится осознанней. Ребенок более уверен в своих возможностях. Пытается сдержать агрессивные проявления. Ориентируется на моральные правила, социально одобренные. Проявляет исследовательскую активность. Задает очень много вопросов (возраст «почемучек»). Знает уже, что люди различаются между собой ростом, массой тела, полом, возрастом. Ребенок уже имеет представление об особенностях поведения мужчин и женщин (например, мальчики уже знают, что нужно уступать место девочкам; девочки – более эмоциональны). Говоря о себе, малыш использует местоимения «Я». Дифференцирует «я», «ты», «мы», «мое», «твое», «наше». Отстаивает свою независимость (Я сам!). Демонстрирует другим свои умения. Переживает успех - неудачу. Не соглашается с плохим мнением о себе. Стремится к признанию своих достижений. Ребенка еще можно уговорить отказаться от чего-то. Хорошо ориентируется в настроениях родных взрослых. Узнает себя на фотографиях и в видеофильмах. Делает попытки самостоятельно принять определенное решение. Обращается к приятным ему взрослым и ровесникам. Дает отпор при обиде.
P.S.
Если большинство возрастных изменений (почти все), присутствует у вашего малыша, то развитие личности происходит нормально, что говорит о правильности выбранной стратегии воспитания. Если же одни из признаков личностного роста характерны вашему ребенку, а другие проявляются редко, это говорит о том, что существует определенная проблема. И тогда, наши рекомендации – обратится за помощью к специалисту (психологу, логопеду).